Первая встреча с клиентом
Первая встреча может быть в телефоне или в переписке - если клиент захотел сразу что-то рассказать о себе или о терапевте. Но чаще всего мы в переписке оговариваем условия и время встречи, а все остальное - на личной встрече
О чем договариваемся заранее:
  • дата и время встречи
  • место встречи
  • стоимость встречи
  • форма оплаты (например, безнал и за 24 часа до встречи)
  • условия отмены или переноса.

Если у вас есть терапевтический контракт - обязательно вышлите заранее. На встрече можно его обсудить
Наша задача - обеспечить безопасность клиента (безопасное помещение, доступ в интернет - если онлайн)

Держим в голове, что первая сессия больше нужна для сбора информации о клиенте и о том, что его привело в терапию.
Какие этапы первой встречи
Это не жесткие рекомендации, а то, на что можно опираться
Знакомство
Знакомимся с клиентом, уточняем как к нему обращаться:
  • на "ты" или на "вы"
  • какая форма имени предпочтительна.
Если клиент легко переходит на "ты" - возможно маркер того, что в жизни клиент легко пропускает преконтакт.

Если вы встречаетесь лично - предложите сесть где удобно. Если у вас в кабинете несколько мест (например, диван и несколько кресел), то можно посмотреть - как далеко клиент выберет сесть от вас.

Что еще можно спросить в начале встречи:
  • Как добрались?
  • Легко ли нашли кабинет?
  • Хотите осмотреть кабинет, прежде чем мы начнем сессию?
  • Хотите чай или кофе?
  • для онлайна - Легко получилось подключиться? (например к зуму)
  • Где вы сейчас? Комфортно ли вам там?
Установка правил
Коротко расскажите о том, как будет идти эта сессия, и как может строится работа в общем. Например, сколько длится сессия, какие есть правила переноса, отмены. Предупредите о том, что в измененном состоянии сознания не рекомендуется приходить на сессию.

Если клиент дикий, можно рассказать коротко о том, как работает гештальт и том, что вы можете задавать вопросы про чувства, дыхание и телесные реакции по ходу.
Уточнение запроса и работа с запросом
На этом этапе узнаем, с каким запросом пришел клиент в терапию. Параллельно собираем фон его жизни на текущий момент.

Если клиент приносит несколько тем, спрашиваем - с какой хотелось бы начать.
Пост-контакт
Завершаем, подводим итоги встречи. Первое время можно просить клиента ассимилировать - с чем уходит, что важного произошло.
Тут можно договориться о следующих встречах - постоянный график или гибкий, время, формат.
После встречи бывает полезно записать свои ощущения от сессии, гипотезы, какие были прерывания контакта и прочие важные вещи.
Помнить, что не помогают интервенции, которые приводят к анализу. Важно, чтобы было осознавание
Вопросы, которые уместно задать на первой встрече:
  1. Почему выбрал именно вас? (там могут быть проекции и некоторые потребности, например клиентка с отцом-тираном скорее выберет женщину, чтобы не сталкиваться с ужасом в отношениях с терапевтом-мужчиной)
  2. Был ли клиент ранее в терапии? Если да, то как давно, и почему решил окончить терапию с предыдущим специалистом
  3. Как закончилась прошлая терапия?
Как часто встречаться с клиентами?
Обычно - 1 раз в неделю, или 1 раз в 2 недели.

Но есть нюансы:

  • Химзависимые - 2-3 раза в неделю, потому что им важно оставаться в контакте
  • Клиенты с психиатрией - 2 раза в неделю, работа только втроем (с психиатром), иногда с привлечением семьи. Например, семьи больных с шизофренией обязывают или всем приходить на встречи или обязательно идти в терапию. Иначе будет регресс
Made on
Tilda